С 2016 года выдача микрокредита в течение 10-15 минут стала доступной практически для каждого жителя Республики Крым. Микрокредитные организации предлагают такую услугу в любом населенном пункте, при этом многие из нас слышат: «Быстро деньги!» «Легкий займ!», «Только паспорт гражданина РФ!». И вот, под яркой вывеской с многообещающим названием собирается очередь из желающих получить «быстрые», а главное, как им кажется, «легкие деньги». И вроде бы сумма займа не большая, всего-то 4000-5000 рублей, и срок возврата маленький – какие-то 60 дней, и легко отдать полностью либо по частям. Или не отдать «что с меня взять? У меня ничего нет». И берут, и дают, и не отдают. Часто и по разным причинам.
А дальше начинается неожиданное:
— звонки с угрозами заемщику с незнакомых номеров, чаще не крымских;
— звонки с угрозами в адрес заемщика и членов его семьи на телефоны друзей, родственников, знакомых, даже тем, с которыми у заемщика давно потеряна связь;
— побитые окна, подожжённые двери другие виды порчи имущества.
Попытки выяснить личность звонивших, — не приносят результата. Организация-кредитор на контакт не идет. Психологическое давление нарастает.
Что же можно сделать в такой ситуации?
С 01 января 2017 г. вступил в силу Федеральный Закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микро финансовых организациях» от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
Особенностью этого закона является то, что вводится система мер по ограничению вмешательства кредиторов и коллекторских организаций в частную жизнь заемщика, оказанию социально-психологического давления с целью возврата займа, вводится ответственность кредиторов и коллекторов за превышение полномочий, нарушения действующего законодательства РФ.
Так, в статье 6 ФЗ-230 установлены общие требования осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности. Среди них следует отметить, запрет на: а) применение к должнику и иным лицам физической силы либо угрозы ее применения, угрозы убийством или причинения вреда здоровью; б) уничтожение или повреждение имущества либо угрозы таких уничтожения или повреждения; в) применение методов, опасных для жизни и здоровья людей; г) оказание психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц. Данные деяния, совершенные кредиторами, коллекторами или третьими лицами, действующими в их интересах подпадают под действие ст. 14.57 КоАП РФ (диапазон штрафов для физических и юридических лиц от 5000 до 2000000 рублей) и в отдельных случаях, под действие Уголовного Кодекса РФ (ст. 119, 137, 140).
Кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Данное согласие, должно быть дано в виде согласия должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа.
На практике, при заключении договора с микрокредитными организациями, согласие на обработку персональных данных должника и передачи их третьим лицам указывается в самом пункте договора, (например, 13-м пункте), который, редко кто из заемщиков читает.
В статье 7 ФЗ-230 четко определены способы и ограничения взаимодействия кредитора с должником. По инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, не допускается непосредственное взаимодействие с должником:
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах;
2) личные встречи более одного раза в неделю;
3) телефонные переговоры: более одного раза в сутки; более двух раз в неделю; более восьми раз в месяц.
В начале каждого случая письменного (смс, интернет, почтового, или иных видов) обращения кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, должнику должны быть сообщены все исходные данные: ФИО физического лица, которое непосредственно обращается к должнику, ФИО кредитора, или наименование юридического лица, наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и отчество (при наличии) (для физического лица), основной государственный регистрационный номер (для индивидуального предпринимателя), а также иные необходимые идентификационные данные.
В случае несоблюдения требований закона, пострадавший заемщик может обратиться с заявлением в Федеральную службу судебных приставов в отдел по работе с коллекторами, в прокуратуру, полицию и даже в Следственный комитет в соответствии с их компетенцией. Кроме того, в соответствии с ФЗ-230 вы можете обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении материального и морального вреда со стороны кредитора и коллекторов.
За бесплатной помощью в подготовке и составлении необходимых документов Вы можете обратиться в нашу организацию с понедельника по пятницу с 9:00 до 13:00, суббота – с 10:00 до 13:00.
Невзорова Евгения, юрисконсульт «Негосударственного центра бесплатной юридической помощи при МОО «Конгресс защиты прав и свобод человека «МИР»
Подпишитесь на новости
Подпишитесь на наши новости и получайте самое интересное каждую неделю